МБДОУ ЦРР детский сад«Мичээр» село Бетюнцы Амгинского района Республика Саха (Якутия)
Конспект занятия для детей 5–6 лет «Путешествие на Северный полюс»Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера. Задачи: сформировывать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развить у детей способность описывать, правильно выражать свои мысли, расширять словарный запас; -делать выводы из результатов проведенных опытов. Атрибуты: глобус, иллюстрации с изображением животных Крайнего Севера. «Цветик – семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе); сделанный из бумаги цветик - семицветик. Для опыта: емкость с водой, детский крем, полотенце. Ход занятия: 1 Вводная Воспитатель: - Ребята сегодня утром, пока вас не было, приходил почтальон и вручил письмо. Здесь написано : «Детям старшей группы». Я не стала ее распечатывать без вас. Мне очень интересно узнать, что там находится. Я предлагаю ее распечатать вместе. Вы согласны? - Посмотрите, какой здесь необычный цветок, у него все лепестки разного цвета. -Как он называется? - Из какой он сказки, кто знает? Воспитатель: Ребята вспомните сказку «Цветик – семицветик», одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему? Дети: Там было очень холодно, а ещё Женя испугалась белых медведей. Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествиеиузнаем, что такое – Северный полюс и где он находится. (Глобус). Вот глобус – это маленький макет земли, а где Северный полюс? Мы отметим его красным цветом. Воспитатель: не передумали отправиться в путешествтие? А вы не замерзнете? (ответы детей). Воспитатель:- у нас есть цветик –семицветик, а что нам с ним делать? (ответы детей – одежда теплая) Д/игра «Что лишнее?» (выбрать необходимые теплые вещи) Воспитатель:. Давайте вместе скажем волшебные слова, чтобы оказаться на Северном полюсе: Лети, лети лепесток, через север на восток Через запад через юг, лишь коснешься ты земли, Будь по моему, вели чтобы мы оказались на Северном полюсе!
2 Основная часть. Звучит музыка северного ветра. Воспитатель – Ребята вот мы на Северном полюсе – это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трёхэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. Воспитатель: А вы знаете, что такое полярная ночь? Дети: Нет. Воспитатель: Это когда солнце долго не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звёзд, освещает бескрайние снежные просторы. 3 Полярное сияние (Северное) рассматривание иллюстрации. Северном полюсе можно чаще всего наблюдать северное сияние, – это когда на небе видны волны красного, зелёного, синего цвета, переливаясь и вспыхивая проносятся по небу с одного края на другой. (дети рассматривают северное сияние на картине). А кто видел северное сияние? (ответы детей) Воспитатель: На смену длинной ночи приходит полярный день – это когда всё время день, светло. В это время наступает короткое лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность земли покрытую льдом и снегом, поэтому лёд и снег не таят. Лишь иногда у берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день и ночь не чередуется, как это происходит у нас, где мы живём. 4 Физкультминутка: Что – то холодно сидеть, надо руки нам погреть, Руки вверх, руки вниз, на носочки подтянись, Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок, А затем в присядку, вот и сделали зарядку! Воспитатель: Ребята, но как ни сурова природа Северного полюса, там обитают многие животные. Кто-нибудь может мне их назвать? Дети: Тюлени, моржи, белые медведи. (Дети рассматривают иллюстрации животных Крайнего севера) Воспитатель: Правильно! Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода. Как вы думаете, чем питаются моржи и тюлени? Дети: (предположительные ответы). Воспитатель: Они питаются рыбой, которой много в этих местах. Но рыбу любят не только моржи и тюлени, птицы тоже ей питаются. Но самый главный житель севера белый медведь – это самый крупный хищный зверь. У него густая белая шерсть и толстый слой жира который предохраняет его от сильных морозов. Белый медведь прекрасный пловец, вода для него родная стихия, он может плавать под водой и охотиться за рыбой. Также он питается птицами, тюленями и даже морж, может стать его добычей. Зимой у белых медведей в снежной пещере появляется потомство, маленькие медвежата. У этого огромного животного детёныши рождаются чуть больше крысы. Пока медвежата растут медведица не выходит из берлоги. Когда приходит пора мама медведица выводит из берлоги медвежат, и начинает их приучать ловить рыбу, а затем и более крупных животных тюленей и моржей. Воспитатель: А сейчас мы с вами вернемся в наш любимый детский сад, где тепло и уютно, для этого мы оторвем желтый лепесток нашего цветика-семи-цветика и все вместе скажем волшебные слова: Лети, лети лепесток. Через север на восток Через запад, через юг. Лишь коснешься ты земли Будь по моему вели: Чтобы мы все оказались в детском саду! 5 Исследовательский эксперимент: Воспитатель: вот мы снова в детском саду, чтобы закрепит наши знания, мы с вами проведем опыт. Белый медведь плавает в ледяной воде и делает это с большим удовольствием, человек в такой воде может погибнуть из за переохлаждения организма. Белый медведь, когда вылезает из воды не покрывается льдом и не мёрзнет. Почему это происходит вы сейчас поймёте, проведём опыт. В ёмкость с водой опустим руку и тут же вынем её. Посмотрите она мокрая, то есть покрыта тонким слоем воды. Если бы мы вышли на улицу с мокрыми руками, то на них образовалась тонкая корочка льда, и руки замёрзнут. Теперь вытрите руки на сухо и смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте её. Что изменилось? Дети: Рука почти сухая. Воспитатель: Вода не покрывает всю руку, а собралась капельками. Если руку встряхнуть, то капельки слетят, на руке воды нет, значит в мороз если мы выйдем на улицу наши руки не замёрзнут, и не покроются тонким слоем льда. Надеюсь вы теперь поняли почему не мёрзнет белый медведь, даже в самый сильный мороз, когда выходит из воды? Дети: Потому что его шерсть смазана жиром. Воспитатель: Правильный вывод ребята. А ещё эту хитрость используют водоплавающие птицы. И еще у белого медведя и лапы покрыты длинным мехом, для того чтобы легче было держаться на льду. Вот и закончилось наше путешествие, вам понравилось? Дети: Да! Воспитатель: Напомните мне, где мы с вами сегодня были? Дети: На Северном полюсе. Воспитатель: Покажите на глобусе, где он находиться? (один из детей показывает) - Что такое северное сияние? (ответ детей) - Что такое полярная ночь и день? (ответ детей) - Какие животные живут на Северном полюсе? (ответ детей) - Чем питаются животные и птицы Крайнего севера? (ответ детей) - Почему белый медведь не мерзнет? (ответы детей) Молодцы! Я надеюсь, что следующее путешествие вам понравится еще больше. Всем спасибо! Воспитатель: Я предлагаю сегодня вечером нарисовать северное сияние или белого медведя и организовать выставку «Путешествие на Северный полюс».
Технологическая карта открытого занятия в старшей группе
Учитель-дефектолог: Дьячковская Юлияна Афанасьевна Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Раздел: Тема: «Путешествие на Северный полюс» Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера. Задачи: сформировывать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания; -развить у детей способность описывать, правильно выражать свои мысли, расширять словарный запас; -делать выводы из результатов проведенных опытов. Методические приемы: сюрпризный момент, рассматривание картинок, дидактическая игра, физминутка, вопросы, рефлекция. Возраст детей: 5-6 лет Словарная работа: полярная ночь, северное сеяние, полюс холода, северный полюс. Оборудование: глобус, иллюстрации (животные, климат, одежда, цветик- семицветик), аудиозапись вьюги, метели. Этапы деятельности: действие педагога, действие детей. Планируемый результат: - иметь элементарные представления о природных явлениях «Северного полюса»; -свободное общение с педагогом; -
19 января 2020 в 08:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.